Тема 1. Назначение управленческого учета и его организация в компании.
1. Понятие и цели управленческого учета (на основании Глобальных принципов управленческого учета).
2. Понятие и виды центров ответственности: определение финансовой структуры предприятия. Основные внутренние регламенты компании.
Тема 2. Затраты и их роль для принятия управленческих решений.
1. Классификация затрат:
• по роли в производстве;
• по зависимости от объемов производства;
• по релевантности при принятии решений.
Тема 3. Методы оценки и учета затрат
1. Метод поглощенных издержек и маржинальный метод учета затрат.
• Коэффициенты распределения накладных расходов. Маржинальная прибыль. Отличие метода поглощенных издержек от маржинального метода. Маржинальный подход – основа для управленческих решений.
• CVP-анализ: взаимоотношения прибыли, объемов продаж и затрат; точка безубыточности и оптимизация объемов производства.
2. Применение нормативного метода учета:
• нормативы для прямых производственных расходов;
• нормативы производственных накладных расходов;
• учет отклонений фактических затрат от нормативов;
• анализ отклонений для целей принятия управленческих решений
• подготовка операционного отчета (выверка нормативной и фактической прибыли).
3. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции:
• позаказный метод калькулирования затрат; позаказный метод в сфере услуг; учет по проектам;
• попроцессный метод калькулирования;
• учет затрат при современной системе производства (деятельность, создающая добавленную стоимость, затраты по качеству).
4. Методы распределения накладных расходов:
• традиционные методы распределения
• АВС (распределение накладных расходов по видам деятельности). Анализ доходности клиентов и прибыльности продуктов с помощью ABM (управление по видам деятельности).
Тема 4. Ценообразование в системе управленческого учета.
1. Затраты, как основа ценообразования:
• расчет цен на основе полных затрат;
• нижний предел цены и релевантные затраты.
2. Трансфертное ценообразование:
• понятие и назначение трансфертных цен;
• централизация и децентрализация в управлении подразделениями компании;
• методы расчета трансфертных цен.
Тема 5. Бюджетирование в деятельности компании.
1. Основа бюджетирования:
• прогнозы, планы, бюджеты;
• основы стратегического бюджетирования; сбалансированная система ключевых показателей;
• принятие управленческих решений в процессе бюджетирования (определение оптимальных объемов закупок, изменение ассортимента продукции, прекращение производства продукции, решения по скидкам и т.п.);
• оперативное бюджетирование, корректировка бюджетов.
Методы бюджетирования:
• бюджетирование на фиксированный период и скользящее бюджетирование;
• бюджетирование приростным методом;
• бюджетирование «с нуля»
• фиксированные и гибкие бюджеты.
2. Сопоставление бюджетных и фактических показателей:
• выявляющий и упреждающий контроль;
• отчетность управленческой бухгалтерии (финансовые и нефинансовые отчеты);
• данные управленческого учета и финансовая отчетность по МСФО. Практическое руководство по представлению комментариев менеджмента.
3. Бюджетирование в области капиталовложений:
• понятие бюджета капитальных вложений. Его основные показатели.
• методы оценки эффективности капитальных вложений:
срок окупаемости капитальных вложений
метод чистой текущей стоимости инвестиции (расчет чистых денежных потоков, выбор ставки дисконтирования)
4. Сквозной пример по подготовке бюджета прибыли и убытков для условного предприятия.
Тема 6. Основы финансового анализа результатов деятельности компании.
• детализация показателей финансовой отчетности с учетом задач управленческого учета
• горизонтальный и вертикальный анализ финансовой отчетности,
• расчет основных финансовых коэффициентов на основании отчетности условного предприятия и выявление проблем и сильных сторон компании по совокупности полученных показателей.