Управленческий учет: зачем учить CIMA?

Управленческий учет: зачем учить CIMA?

| 11 мин. на чтение

Управленческий учет – это не только цифры и формулы, но прежде всего принятие управленческих решений, которые требуют особого подхода, отличного от того, который бы использовал бухгалтер. В статье разберем кейс по применению управленческого учета и выясним, как квалификация CIMA может помочь бизнесу.

Содержание


В предыдущей публикации разбирались, в чем заключается разница между финансовым и управленческим учетом и где лучше учиться, чтобы стать востребованным специалистом.

Управленческий учет, как всякое явление, прочно впаянное в человеческую жизнь, существует столько же, сколько существует само человечество. Древний охотник, удачно добывший на охоте двух животных вместо одного, уже некоторым образом столкнулся с ситуацией, регулируемой управленческим учетом: ну, во-первых, «раз животное, два животное» - это уже какой-никакой учет, а во-вторых, поскольку сразу съесть обоих животных семья охотника не могла, ему надо было принять решение, что делать со вторым животным. Обменять у другой семьи на какие-нибудь полезные вещи, глиняную посуду, например? Но в каком эквиваленте? Вот вам первая ситуация принятия управленческого решения – решение о минимальной цене. А может, это животное обработать и сохранить для того чтобы обменять на что-то нужное, но уже в более голодное время, когда еда будет «стоить» дороже? Но насколько дороже? Будут ли усилия по обработке животного оправданы? Вот вам и вторая ситуация принятия управленческого решения – решение о целесообразности доработки.

Это конечно, шутка, но только отчасти, поскольку отлично иллюстрирует тот факт, что все идеи и концепции управленческого учета возникали из нормального желания человека жить лучше и качественнее, а для этого нужно было принимать хозяйственные решения, способные повысить его доходы и оптимизировать расходы. Собственно, в этом и заключается главная цель управленческого учета: обеспечивать руководству информацию, необходимую для принятия качественных управленческих решений, способствующих повышению эффективности деятельности компании.

У нас нет задачи исследовать историю управленческого учета, хотя это, безусловно, любопытно и познавательно. Однако на одном моменте все же стоит остановиться: на рубеже 19-20 веков начался процесс разделения бухгалтерского учета на финансовый и управленческий. Точнее сказать, финансовый учет начал выделяться в самостоятельное направление. Это произошло в результате действия различных факторов, но, вероятно, главную роль сыграла промышленная революция второй половины 19 века, когда акционерные общества, известные еще со времен португальских мореплавателей, стали расти как грибы. Возникли отношения, требовавшие отчетности управляющих перед собственниками. Необходимостью стала публичная бухгалтерская отчетность, подготовленная по единым стандартам и правилам. В отсутствие такой отчетности возник кризис доверия, который послужил причиной Великой депрессии – первого мирового экономического кризиса. Именно тогда выделилось и получило развитие направление, которое мы сейчас называем финансовым учетом.

Другая же часть учтенной информации, не подлежащая регламентированию, но необходимая для управления компанией, составила основу управленческого учета, точнее, как тогда это называли «учета затрат», поскольку термин «управленческий учет» был предложен гораздо позже Сертифицированным институтом специалистов по управленческому учету (CIMA, Certified Institution of Management Accountants).

Квалификация CIMA (Certified Institution of Management Accounting)

Институт CIMA был основан в 1919 году и за более чем столетнюю историю внес огромный вклад в развитие теории и практики управленческого учета.  Квалификация CIMA стала одной из самых известных и востребованных в области управленческого учета во всем мире. Что же позволило квалификации CIMA завоевать такую популярность? Ведь финансовых квалификаций существует великое множество. Как и любой продукт, они рождаются, выходят на рынок, развиваются, завоевывают приверженцев, т. е. проживают обычный жизненный цикл, который заканчивается фазой угасания. Только вот жизненный цикл большинства квалификаций оказывается очень коротким, CIMA же существует уже более 100 лет и до фазы угасания ей еще очень далеко.

Главные преимущества квалификации CIMA

Комплексный подход. Квалификация включает 3 уровня и 9 предметов, изучение которых позволяет сформировать умение анализировать хозяйственную ситуацию со всех сторон: с точки зрения финансового учета, управленческого учета, проектного управления, финансового менеджмента и так далее, что чрезвычайно важно для развития карьеры финансового специалиста.
Актуальность. CIMA проводит огромную исследовательскую работу, отслеживая новые идеи и концепции в учете и управлении по всему миру. Передовые практики осмысливаются и анализируются, становясь, в конечном итоге, частью программы CIMA, которая регулярно обновляется.
Практическая ориентированность. Это абсолютно практикоориентированная квалификация. В ходе обучения студентам предлагается множество примеров из реальной жизни, а также задач, с которыми постоянно сталкивается большинство компаний.
Новаторский подход к экзаменам. Квалификация включает экзамены двух типов. Компьютерный экзамен в формате тестов призван проверить технические знания по каждому предмету. Комплексный ситуационный экзамен по каждому уровню (он тоже компьютерный) предусматривает изучение и анализ кейса в течение нескольких недель перед экзаменом, на котором студентам предлагается ответить на вопросы по этому кейсу, относящиеся к самым разным областям финансов и управления. Таким образом, тестируется умение студента видеть ситуацию в целом, анализировать и сопоставлять факты, учитывать внутренние и внешние обстоятельства, и другие навыки, необходимые специалисту высокого класса.
Развитие компетенций. Целью квалификации является не только получение студентами знаний и умений в области финансов и управления, но также развитие профессиональных компетенций, таких как управление временем, умение соотносить затраты и выгоды, лидерство, личная эффективность и многое другое.

Русскоязычная квалификация

В 2010 году CIMA представила первую международную квалификацию по управленческому учету на русском языке, которая соответствовала первым двум уровням квалификации на английском языке, только русскоязычным студентам для ее получения надо было сдать всего 3 экзамена, вместо 8.  Русскоязычная квалификация очень быстро стала популярной и востребованной, но к сожалению, в 2022 году была закрыта по политическим причинам. Однако "СТЕК" продолжает проводить курсы по программе CIMA, интерес к которым не ослабевает, несмотря на то, что CIMA больше не проводит экзаменов на русском языке. Причиной такого высокого интереса к программе служит в первую очередь ее качество и актуальность, а также отсутствие полноценных аналогов на русском языке.

Какие темы входят в программу CIMA?
  • Учет затрат: традиционные и современные подходы
  • Управление затратами
  • Бюджетирование и бюджетный контроль
  • Анализ отклонений
  • Анализ безубыточности
  • Принятие краткосрочных управленческих решений
  • Оценка инвестиционных проектов
  • Ценообразование
  • Анализ эффективности деятельности подразделений, отдельных руководителей и компании в целом
  • Кроме того, в ходе подготовки к ситуационному экзамену слушатели изучают основы финансового учета по МСФО, а также разные подходы к управлению.

Программа "Управление бизнесом" (на базе CIMA Rus) включает три модуля:

В первом и втором слушатели изучают управленческий учет и, частично, финансовый менеджмент. По окончании каждого модуля слушатели сдают полуторачасовой компьютерный экзамен, который включает 60 вопросов в форме тестов. Третий модуль включает изучение основ финансового учета по МСФО, а также различных концепций и подходов к управлению. В конце слушатели сдают ситуационный экзамен. Экзамены принимает независимый центр «Новое образование» в России. CIMA международные экзамены на русском языке не проводит.

Давайте для примера разберем небольшой кейс из программы CIMA, который позволит лучше понять, как знания в области управленческого учета помогают принимать правильные управленческие решения.

Кейс по управленческому учету

Компания Вега производит четыре продукта. Ниже приведена выдержка из отчета о прибыли или убытке компании за прошлый год.

  А В C D Всего
  $ $ $ $ $
Реализация 30,000 25,000 30,000 15,000 100,000
Производственная себестоимость реализации (18,000) (15,000) (25,000) (8,000) (66,000)
Валовая прибыль 12,000 10,000 5,000 7,000 34,000
Административные расходы (6,000) (6,000) (6,000) (6,000) (24,000)
Чистая прибыль 6,000 4,000 (1,000) 1,000 10,000

Руководство предприятия обеспокоено финансовыми результатами года и считает, что нужно снять с производства продукт С, поскольку он является убыточным.

Однако бухгалтер по управленческому учету не согласен с мнением руководства. Он заявил, что производственная себестоимость реализации, приведенная в отчете, включает как переменные затраты (то есть, такие, которые зависят от объема производства), так и постоянные затраты (то есть такие, которые не зависят от объема производства), при этом переменные затраты составляют 60%.

Кроме того, постоянные затраты частично являются специфическими (то есть относящимися к конкретному продукту), а частично – неспецифическими затратами, которые не относятся ни к одному из продуктов и распределяются между продуктами пропорционально выручке от реализации. Общая сумма неспецифических постоянных затрат составляет $18,000.

Все административные расходы являются общими, и распределяются между продуктами равными долями.

Бухгалтер по управленческому учету пообещал переделать отчет таким образом, чтобы руководство могло принять обоснованное решение.


Решение

Сначала бухгалтер разделил производственную себестоимость реализации на переменную и постоянную составляющие.

  А В C D Всего
  $ $ $ $ $
Общая производственная себестоимость реализации 18,000 15,000 25,000 8,000 66,000
Переменные затраты (60%) 10,800 9,000 15,000 4,800 39,600
Постоянные затраты (40%) 7,200 6,000 10,000 3,200 26,400

Затем постоянные затраты он разделил на специфические и не специфические.

  А В C D Всего
  $ $ $ $ $
Постоянные затраты 7,200 6,000 10,000 3,200 26,400
Неспецифические постоянные затраты, распределенные пропорционально выручке 5,400* 4,500 5,400 2,700 18,000
Специфические постоянные затраты 1,800 1,500 4,600 500 8,400

*$18,000 х 30/100


Почему важно разделять постоянные затраты на специфические и не специфические? Потому что если продукт снять с производства, будут сэкономлены переменные затраты, связанные с этим продуктом, а также относящиеся к нему специфические затраты. А вот неспецифические затраты останутся неизменными, поскольку они не зависят от того, какие продукты и в каком количестве производятся, они просто перераспределятся на другие продукты. Это касается и административных расходов, которые тоже никак не изменятся если какой-либо продукт будет снят с производства.

 

В результате, отчет, подготовленный бухгалтером по управленческому учету, выглядит так.

  А В C D Всего
  $ $ $ $ $
Реализация 30,000 25,000 30,000 15,000 100,000
Переменные производственные затраты (10,800) (9,000) (15,000) (4,800) (39,600)
Специфические постоянные затраты (1,800) (1,500) (4,600) (500) (8,400)
Валовая прибыль 17,400 14,500 10,400 9,700 52,000
Неспецифические постоянные затраты         (18,000)
Административные расходы         (24,000)
Чистая прибыль         10,000

Отчет бухгалтера по управленческому учету показывает точно такую же общую прибыль, как и первый отчет, но в то же время демонстрирует совершенно другую картину. Из этого отчета видно: если продукт С будет снят с производства, компания не получит $10,400 валовой прибыли от этого продукта, и это уменьшит общую валовую прибыль до $41,600 ($52,000−$10,400). Тогда финансовым результатом компании за год станет убыток в размере $400.

Таким образом, отчет, подготовленный бухгалтером по управленческому учету, гораздо лучше подходит для принятия управленческих решений, чем обычный финансовый отчет.

Смотрите также видео с разбором кейса по учету релевантных затрат с Виолеттой Аксу

Кому будет интересна программа CIMA?

Программа CIMA будет интересна широкому кругу специалистов: бухгалтерам, экономистам, аналитикам, руководителям разных уровней, то есть всем, кто так или иначе связан с принятием решений в области финансов и управления. При этом для обучения по программе не обязательно иметь специальные знания в области бухгалтерского учета, поскольку управленческий учет – это в большей степени логика и здравый смысл, а также профессиональный опыт.

Автор:

Получите консультацию специалиста

Отправляя заявку, Вы принимаете условия обработки персональных данных